•  

Аэропорт Алыкель в Норильске

Первая система интеллектуального управления освещением была реализована в аэропорту Алыкель. Несмотря на простоту реализации, система обеспечивает чувствительную экономию энергоресурсов, столь необходимых в этом далеком северном городе.
Аэропорт Алыкель осуществляет отправку и прием воздушных судов, используя новейшее, высокотехнологичное оборудование. Более 10 авиакомпаний связывают регулярными воздушными линиями аэропорт "Норильск" с 15 городами России. Согласно статистическим показателям за 2009 год, по объему грузоперевозок аэропорт занимает четвертое место в России. Пассажиропоток по итогам 2013 года составил 485 570 человек, грузопоток 17 319,5т.
Аэропорт Алыкель, пятый по объему грузооборота в России, расположен почти в трех тысячах километров от Москвы. Аэровокзал с КПД IV типа является важнейшим транспортным узлом Ненецкого автономного округа. И надежная система управления освещением является важным фактором поддержания жизнеспособности здания аэропорта.
В здании насчитывается чуть менее 100 групп освещения, и каждой из них необходимо управлять как в отдельности, так совместно с другими группами. Кроме того, необходимо состояние каждой из них выводить на экран АРМ диспетчера в удобном для дежурного оператора виде.
Система автоматизации построена на базе контроллера Saia PCD.M5540. Учитывая большое количество групп освещения, в систему были включены релейные модули L200, L120 и L300 соединенные по протоколу S-Bus. Таким образом, часть световых групп подключается непосредственно к выходам контроллера, часть – к релейным модулям. Такое подключение не только позволило объединить все световые группы в единую систему, но и дало возможность легко добавлять новые световые группы. Благодаря использованию аналоговых модулей L300 в системе появилась возможность включать некоторые служебные группы освещения по сигналам с датчиков движения (например на служебных лестницах), что позволяет значительно повысить экономические показатели системы. Шкафы с автоматикой были собраны и установлены инженерами компании «МЦ-квадрат». Характерной особенностью шкафа с контроллером является наличие дисплея, вмонтированного в дверцу. С его помощью можно управлять системой освещения, используя все доступные возможности, даже если диспетчерский компьютер выйдет из строя.

Для программирования контроллера применялась система PG5, используемая для всей линейки контроллеров Saia-Burgess. Были реализованы основные режимы включения световых групп – от включения отдельно каждой группы, до включения целого этажа. Встроенные средства отладки позволили легко настраивать и корректировать разработанные алгоритмы в процессе пуско-наладки системы. Вся оперативная информация о состоянии системы выводится на экран компьютера диспетчера в удобном для восприятия виде. Эта задача была решена с помощью программы визуализации Saia VisiPlus, которая разработана специально для построения систем диспетчеризации, функционирующих с контроллерами Saia PCD. Использование этой системы упростило процесс совместного проектирования и отладки программы контроллера и визуализации. Такие встроенные приложения как TimeManager позволяют легко составлять расписание включения тех или иных световых групп в зависимости от дня недели и даже времени года.

В результате АРМ дежурного оператора приобрело вид, наиболее удовлетворяющий требованиям технического персонала аэропорта, учитывающий их предложения и замечания. Программа имеет простой, интуитивно-понятный интерфейс, благодаря чему персонал быстро и легко освоил все возможности системы.